Новый музейный центр, который открывается 19 сентября на Верхней Масловке, 3, посвящен уникальному культурному феномену – Городку художников в Москве.
Первая в мире арт-коммуна была создана здесь, недалеко от Петровского парка, в 1920–1930-е годы. Квартал из пяти домов объединял около 150 мастерских и примерно столько же квартир художников. Здесь жили и работали около 1300 художников, в том числе многие ведущие мастера советского и российского искусства. Среди них: Владимир Татлин, Александр Лабас, Александр Тышлер, Давид Штеренберг, Юрий Пименов, Игорь Грабарь, Аркадий Пластов, Гелий Коржев, а позже Эрнст Неизвестный, Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и др. Именно в мастерских Городка были созданы многие произведения, которые сегодня мы можем увидеть в залах Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Музейный центр «Масловка. Городок художников», обосновавшийся в помещении бывшего детского сада, открывается экспозицией, которую кураторы Василий Демин и Кирилл Светляков назвали выставкой-удивлением. «(Не)видимый Город М.» – это ретроспектива мира художников Городка. Она объединит свыше 50 авторов из разных поколений обитателей Масловки и свыше 100 произведений, документов и артефактов, включая картины и скульптуры, бытовые предметы и даже карнавальные костюмы. Все они будут представлены в двух измерениях – историческом и мифологическом.
Проект будет расположен во всех залах музея: «Зал репутаций», «Кабинет», «Лица Масловки», «Библиотека и кабинет графики», «Комната призраков», зале временных экспозиций и двух комнатах-«шкатулках». Первые три из них станут основой для дальнейшей постоянной экспозиции музейного центра.
Большой зал для постоянной экспозиции «Зал репутаций» представит направления, в которых работали художники Масловки. Бытует мнение, будто в Городке доминировали соцреалисты, которые писали масштабные картины на заказ. Однако здесь нашли пристанище авторы, весьма далекие от соцреализма, – это многие бывшие художники из группы «ОСТ», а также наследники традиции реализма и русского лирического пейзажа. При этом в советской живописи прослеживается устойчивое влияние импрессионистов и постимпрессионистов, поскольку многие из масловских художников 1930–1940-х годов были воспитаны Музеем Нового западного искусства, а поколение шестидесятников – экспозициями и выставками в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Одна из жемчужин этого зала – «Портрет Натальи Пименовой» Самуила Адливанкина, написанный в тот же самый год, когда Пименов писал картину «Новая Москва».
В пространстве «Кабинет» будут преобладать бытовые предметы из мастерских. Все они когда-то использовались художниками, включая «талашкинский» стул из мастерской Макса Бирштейна, холстянную палитру и печатную машинку Юрия Пименова.
В зале «Лица Масловки» будут доминировать автопортреты и портреты художников разных поколений. Все они образуют групповой образ, по которому можно судить о взглядах, настроениях и самоощущении жителей и гостей Городка художников. В частности, здесь находится автопортрет Нины Ватолиной, который послужил прообразом героини ее плаката «Не болтай!».
«Музейный центр “Масловка. Городок художников” максимально приближен к мастерским и квартирам художников, что отличает его от традиционных музеев, где произведения искусства навсегда изъяты из той среды, в которой они были созданы, и перемещены в условный контекст “вечности”, – говорит научный руководитель Музейного центра «Масловка. Городок художников» Кирилл Светляков. – Связь с мастерскими стимулирует иное восприятие. Например, глядя на представленные в музее работы Юрия Пименова или Василия Ватагина, можно выглянуть в окно и увидеть окна квартир, где они жили, будучи соседями по подъезду. Музей позволяет воссоздать культурный контекст и приблизиться к лучшему пониманию художников, чье искусство часто оценивается в отрыве от реальных обстоятельств, в которых оно создавалось».
В течение выставочного сезона 2025/2026 запланированы три проекта, среди которых «Год путешествий», посвященный поездкам советских художников в 1920–1950-е годы по всему миру – от Рима до Лос-Анджелеса – и привезенному из этих поездок наследию.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.







Добавить комментарий