В Пушкинском проходят «”Салоны” Дидро» – MyWay

В Пушкинском проходят «”Салоны” Дидро»

В главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина на Волхонке, 12, открылся масштабный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем. Впервые перед российским зрителем предстанет история знаменитых выставок – Салонов XVIII века, на которых демонстрировалось актуальное искусство того времени. Это не только картины, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики и шпалерного ткачества. Перед посетителями предстанет панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия. Они смогут посмотреть на произведения глазами одного из ведущих философов и критиков эпохи Просвещения. Именно Салоны Дени Дидро как образец жанра и документ эпохи формируют «сюжет» выставки.

Решение Людовика XIV о проведении в 1667 году первой публичной экспозиции работ членов Королевской академии живописи и скульптуры имело революционное значение для развития европейского искусства. На Салонах впервые появился единый принцип организации экспозиции (иерархия жанров), своего рода концепция; начали печататься каталоги, ставшие обязательным атрибутом почти всех этих экспозиций (по таким основным принципам до сих пор строится выставочная деятельность).

Открывает проект раздел, рассказывающий о первых Салонах: от выставок в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона, давшего название самим экспозициям. На одной из стен представлена инсталляция, которая призвана продемонстрировать принципы шпалерной развески и вертикальной иерархии жанров. Портрет дофина Людовика работы Луи Токке указывает на королевский патронаж: изображение короля или его родственников всегда занимало центральное место в экспозициях Лувра. Верхние ярусы отведены большим религиозным и мифологическим композициям Л. де Булоня, П. Ж. Каза и К. Ван Лоо; на уровне глаз зрителя размещены картины небольшого формата Ж.-Б. Сантерра, Н. Ланкре, Ф. Буше и Ф. Дюмона, относящиеся к «низким» жанрам, – портреты, жанровые сцены и пейзажи, экспонировавшиеся на Салонах разных лет.

Экспозиция следующих залов посвящена знаменитым Салонам Дидро – критическим обзорам выставок в Лувре, которые затрагивали вопросы не только истории искусства, но также эстетики и философии. Этот раздел включает как произведения искусства, так и редкие образцы художественной критики XVIII века и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция», для которого и предназначались обзоры философа. Критические тексты Дидро экспонируются рядом с произведениями, которым они посвящены. В разделе будут также показаны каталоги Салонов – небольшие буклеты с указанием имен художников и их произведений (без иллюстраций).

Продолжит экспозицию воображаемый кабинет философа. Насыщенное деталями описание кабинета в доме на улице Таранн в Париже, данное Дидро в сочинении «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства», позволило в свободной форме воссоздать в музейном зале рабочее пространство мыслителя. Этот раздел выставки расскажет о Дидро как о коллекционере и наделенном благородным вкусом человеке, к чьим суждениям прислушивалась просвещенная Европа. Здесь также будут показаны книги из библиотеки Дидро, приобретенной императрицей Екатериной II в 1765 году. Помимо выплаченных ему тогда же средств, философу была назначена пенсия как «библиотекарю Ее Величества», книги же оставались у бывшего владельца до конца его дней. Библиотека прибыла в Эрмитаж только в 1785 году – по соглашению с дочерью и наследницей Дидро, Мари Анжеликой де Вандёль.

Экспозиция последнего зала познакомит посетителей с историей Салонов после Дидро – с выставками, прошедшими с 1783 года до конца XVIII века.

Выставка будет работать до 1 октября.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Политехнический в гостях у Музея Москвы

Вот уже далеко не первый год здание Политехнического музея закрыто на сложную масштабную рестав...

ПОДРОБНЕЕ

Коллекцию Пушкинского пополнила картина Отто ван Вена

«Поклонение волхвов» кисти одного из крупнейших фламандских мастеров XVII века украсило собой э...

ПОДРОБНЕЕ