Як-40 снова в строю

На фоне непростой ситуации в мире и тотальных ограничений для наших соотечественников на первое место вновь выходят путешествия по России. Для полетов в необыкновенно живописные, но труднодоступные места неожиданно становится актуальным старый добрый Як-40.

Если до Урала у нас с дорогами и аэродромами все в принципе нормально, то ближе к восточным и северным границам ситуация осложняется. А ведь хочется именно туда – покорить грозное плато Путорана, побывать на отдаленных реках Якутии, попасть на сахалинский «мегаклев» или исследовать Чукотку, заглянув вначале, например, на Камчатку. И тут возникает вопрос правильного выбора средства передвижения. Конечно, сейчас достаточно много вертолетных предложений, но если, допустим, вы рыбак или охотник, то сразу же встает вопрос транспортировки снаряжения и запасов, ведь на один день в такое путешествие не отправляются. Вертолет весьма ограничен по дальности полета и полезной нагрузке, да и много пассажиров не возьмет. Другое дело самолет, но и тут проблемы: количество взлетно-посадочных полос и их состояние оставляют желать лучшего, а значит нужно выбирать настоящий «вездеход», причем неприхотливый, с хорошей загрузкой и оптимальной дальностью. При этом хочется комфорта настоящего бизнес-джета.

На отечественном, да и на мировом рынке чартерных перевозок машин под такие цели очень мало, но они есть. В том числе забытые, но отлично зарекомендовавшие себя экземпляры советской эпохи. Главный герой этой ниши – легендарный ветеран, реактивный Як-40. Попробуем посмотреть на него через призму наших задач – полет на рыбалку или охоту в труднодоступные локации. Наш выбор пал на Як-40Д в VIP-конфигурации, который на рынке предлагает российская компания «ДримДжет», а это значит, что до 13 пассажиров в комфортных условиях могут улететь на расстояние до 2 тыс. км. Например, стартовав из Петропавловска-Камчатского, вы можете добраться до самых удаленных точек полуострова. Из Москвы доступны многие локации Центральной России и Севера. Главное условие – наличие хоть какой-то грунтовки. Список эксклюзивных направлений, на которых альтернативы этому самолету не существует, велик – это полузаброшенные аэропорты, аэродромы и даже посадочные площадки: Диксон, Северо-Енисейск, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Смоленск, Котлас, Соловки, Северо-Байкальск, Астрахань, Рыбинск...

Компоновка интерьера включает в себя два отделанных натуральным шпоном комфортабельных салона, разделенных между собой перегородкой. В первом салоне на пять мест предусмотрены рабочая зона для первого пассажира и диван, во втором на восемь мест – клубы с большим и малым столами и кресла для сопровождающих лиц. Для удобства пассажиров все места оборудованы как классическими розетками, так и USB-разъемами. Кожаные кресла и диван выдержаны в светло-бежевых тонах и имеют различные регулировки для максимального комфорта. Также в самолете предусмотрена новая диммируемая светодиодная система освещения. Ковровое покрытие и ровный пол визуально увеличивают пространство. Причем размер салона сопоставим с такими суперджетами, как Bombardier Clallenger-350 или Embraer Legacy-500. К слову, весьма объемное пространство для багажа с возможностью самостоятельной загрузки и встроенный трап дают Як-40 автономию от любого аэродромного обслуживания.

 

Як-40 двигается плавно, не торопясь набирая высоту. Проводник предложит горячее питание, прохладительные и горячие напитки, богатый выбор спиртного. Здесь можно разговаривать вполголоса или включить любимые музыкальные треки, а можно просто очень хорошо отдохнуть на практически полноценной кровати. Большие круглые иллюминаторы не утаят ни миллиметра красот, над которыми вы будете пролетать.

После посадки вы удивитесь, на какой крошечный пятачок приземлились. Самолет оснащен реверсом тяги двигателя. Реактивному трехдвигательному воздушному судну весом более 17 т на посадку хватает полосы около 1 км. Як-40 применяет реверс еще до касания – это стандартная практика. Конечно, у самолета есть вспомогательная силовая установка – миниатюрный газотурбинный двигатель. Запустить его можно без дополнительного аэродромного оборудования. Как видим, лучшего транспорта для российской глубинки не найти – большая компания с полным снаряжением может добраться с комфортом в труднодоступные места. При этом тратить время на перебазирование практически не придется – самолет доставит пассажиров максимально близко к месту назначения.

Важная особенность Як-40 – низкая посадочная скорость, мощное шасси и колеса низкого давления. Результат – безопасные посадки на короткие, разбитые и даже грунтовые взлетно-посадочные полосы. Несколько лет назад один известный швейцарский производитель предложил рынку «уникальный» и «первый в мире» реактивный бизнес-джет с большой грузовой дверью в салон, способный использовать короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы и доставлять пассажиров с крупногабаритным багажом практически на любой забытый богом аэродромчик мира. Однако подобный самолет, только более вместительный и комфортабельный, был создан в СССР более 50 лет тому назад. После многочисленных модернизаций он обрел дополнительные топливные баки, VIP-салон, авионику для выполнения международных полетов. Имеется и модификация с большой грузовой дверью в салон (Як-40К). В общем, «первопроходство» швейцарцев запоздало на полвека.

Кто-то может по незнанию сказать, что самолет устарел. Но достаточно вспомнить, что такой популярный джет, как Boeing-737, на год старше Як-40, а Hawker – на два года! Даже столь популярные Challenger-604/605 и Falcon-900 берут свое начало с начала 1980-х.

Сегодня Як-40 трудятся в России, странах СНГ, в Африке. Они выполняют различные перевозки: пассажирские регулярные, VIP и грузовые. Росавиация и АО «ОКБ им. А. С. Яковлева» рассматривают вопрос существенного продления назначенного срока службы Як-40 и восстановления большого количества заброшенных самолетов данного типа. СибНИА провели ремоторизацию самолета, заменив три двигателя АИ-25 на два более мощных Honeywell TFE-731-5BR, разработали новое композитное крыло для него. Прорабатывается и вариант установки двух новейших отечественных моторов АИ-222. Техническим обслуживанием Як-40 занимаются несколько крупных центров, Минский авиаремонтный завод выполняет капитальный ремонт, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации готовит пилотов и бортмехаников. Впереди у этого заслуженного самолета еще много интересного.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО bizavnews.ru.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Текст: Дмитрий Петроченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Успех второго прототипа Citation Ascend

Textron Aviation объявила об успешном полете второго прототипа Cessna Citation Ascend в рамках ...

ПОДРОБНЕЕ

Qatar Executive получает Gulfstream G700

Получив первые два новых самолета G700, Qatar Executive становится первым коммерческим эксплуат...

ПОДРОБНЕЕ