Автодизайн: ретро, авангард и мультики

Массовое внедрение альтернативных двигателей и систем автопилотирования стимулирует рождение авангардного дизайна, нередко обильно приправленного ретронотками. Этот тренд обозначили два автомобильных смотра первого эшелона – в Ганновере и в Париже.
Volkswagen I.D. Buzz Cargo. Фото: www.netcarshow.com

Volkswagen I.D. Buzz Cargo. Фото: www.netcarshow.com

Международный автосалон коммерческого транспорта в Ганновере намекнул в этом году, что классический автодизайн переживает закат. На фоне глобализованных моделей-ветеранов (грузовики меняют поколения вдвое, а то и втрое реже, чем легковушки), утративших былую провокационность и национальную идентичность (где сейчас модели, похожие на харизматичный Citroen серии H, выпускавшийся с 1947 по 1981 год), настоящими революционерами выглядели концепты, похожие на инопланетные корабли и роботов из постапокалиптических фильмов.

Автодизайн: сила функционала

Пожалуй, главным ганноверским провокатором и разрушителем канонов стал экспериментальный тягач Volvo Vera, похожий на гоночный болид и одновременно на летающего робота из мультика «Трансформеры». С точки зрения инженерии такой тягач – самоуправляемый модуль с полностью электрическим приводом. Кабина, а соответственно, и водитель исключены из схемы управления за ненадобностью. Самое же удивительное, что при столь небольшой габаритной высоте шведский прототип совместим с современными прицепами. Как видите, сногсшибательный по меркам комтранса дизайн обусловила функция. Тягач буквально «залез» под прицеп, ужавшись до пропорций гоночного автомобиля. При всем при этом Volvo Vera выглядит очень по-шведски – с холодными выверенными гранями, мощным силовым каркасом и продуманной аэродинамикой.

Volvo Vera. Фото: hdqwalls.com

Volvo Vera. Фото: hdqwalls.com

Не менее революционно смотрится и электрический «беспилотник» Renault EZ-Pro, о котором его создатели говорят, что он вдохновлен внешним видом кейса для ланча. Предполагается, что электрическая «самоходка» сможет самостоятельно приезжать по заданному адресу, а заказчик – открывать нужную ячейку в грузовом отсеке командой со смартфона.

Renault EZ-PRO. Фото: www.netcarshow.com

Renault EZ-PRO. Фото: www.netcarshow.com

Кабина француза лишена привычного шоферского инструментария. Есть только джойстик, планшет и сенсорная панель для прокладки маршрута. Дизайн здесь опять-таки продиктован функционалом автопилотируемого грузовика. А точнее – грузовиков. Дело в том, что EZ-Pro задуман для работы в составе команды клонов – таких же коробчатых электрических «беспилотников», которые смогут объединяться в состав при движении по трассе, а потом рассредоточиваться, получив заказ на доставку посылок по разным адресам. Лишь в головном «вагоне» предусмотрено место для человека, которого в Renault называют вовсе не водителем, а «консьержем».

Отсутствие же внешних украшательств в экстерьере и интерьере EZ-Pro связано с тем, что этот шоу-кар мыслится не как личный, а как утилитарный коммерческий транспорт. Отчасти поэтому внешние панели концепта стилизованы под обезличенную городскую инфраструктуру.

Смена гардероба

Несколько ипостасей имеет и еще один герой ганноверского мотор-шоу – концептуальный LCV Mercedes-Benz Vision Urbanetic. Его «фишка» – базовая платформа с электроприводом, на которую, как чехлы смартфонов, можно водружать различные оболочки: микроавтобуса, мобильного кафе, фургона, такси. На смену верхнего модуля на специальной станции уходит лишь пять минут. Центральное место на стенде Mercedes-Benz в Ганновере заняла совершенно футуристическая пассажирская версия. Этот «беспилотник» напоминает одновременно велосипедный шлем, череп и звездолет из блокбастера «Стражи Галактики». По словам шеф-дизайнера грузового отделения Mercedes-Benz Кая Зибера, этот прототип намекает на предстоящую смену дизайнерской парадигмы, а именно – обращение к биодизайну с характерными для него обтекаемыми кузовными формами, работающими на аэродинамику. Внедрение такого стиля сегодня тормозят лишь ограничения законодательства ЕС по длине и габаритам кабин, комментирует дизайн-гуру.

LCV Mercedes-Benz Vision Urbanetic. Фото: www.aquelamaquina.pt

LCV Mercedes-Benz Vision Urbanetic. Фото: www.aquelamaquina.pt

Интерьер концептуального немца подчеркнуто футуристичен. Здесь нет руля и педалей, роль окон выполняют прорези неправильной формы. По периметру салона установлены пристенные скамейки. Как признается Кай Зибер, он стремился при исполнении салона совместить концепции порядка и чувственности. Добавим к этому, что дизайн Vision Urbanetic увязан еще и с вопросами безопасности движения. Так, фронтальную часть концепта украшает диодная панель, создающая так называемую «цифровую тень»: на внешние панели кузова проецируются сообщения для пешеходов и велосипедистов о том, что они попали в поле зрения «беспилотника».

А что же грузовое исполнение Vision Urbanetic со сменным коробчатым кузовом? Оно напоминает чемодан на четырех колесах. Такую ассоциацию усиливают характерные ребра жесткости, как на алюминиевых кейсах, одобренных к размещению в салоне самолета. Фургон-чемодан способен принять до десяти европалет, что по меркам легкого коммерческого транспорта очень много. Секрет в том, что в результате размещения электромоторов в ступицах колес, а батарейного блока в подполье объем грузового отсека удалось сделать поистине королевским.

Автодизайн и практичный винтаж

Создатели еще одного немецкого концепта, грузового фургона Volkswagen I.D. Buzz Cargo, играют на ностальгических чувствах. Во внешности бело-голубого грузовичка без труда узнается малыш Bulli – один из главных символов эпохи хиппи. Огромные логотипы на фасаде и «корме», характерный рисунок остекления, сексапильные скругленные внешние панели и узнаваемые «буханочные» пропорции задают мощнейший ретронакал. Однако I.D. Buzz Cargo все же не хиппи, а скорее хипстер. Его оптика выполнена на основе стильных и эффективных диодов, вместо зеркал – видеокамеры, в крышу интегрирована солнечная батарея, а задние распашные двери открываются с помощью электропривода.

В кабине установлены кресла с мощной боковой поддержкой – явный намек на первостепенную роль водителя. Однако если шофер решил отдохнуть, прямоугольное рулевое колесо с интегрированной «приборкой» втянется в минималистичную переднюю панель и управление на себя возьмет «автопилот». Грузовой отсек «ретрофутуриста» – это настоящий компьютеризованный склад с возможностью удаленного отслеживания посылок. Функция Pick-by-Light освещает именно те ячейки стеллажей, где находится нужный груз. Ожидается, что серийная версия электрического фургона выйдет на рынок в 2021 году и будет производиться в США.

BMW 2 – Series Active Tourer. Фото: www.netcarshow.com

BMW 2 – Series Active Tourer. Фото: www.netcarshow.com

Отход от канонов в автодизайне

Тенденция отступления от классических решений в дизайне прослеживалась также и во время Международного автосалона в Париже. Взгляните на электрический автопилотируемый концепт BMW Vision iNEXT. Фирменные «ноздри» решетки радиатора не просто увеличились в размерах – они стали гиперболой, центром силы и знаком перемен, которые ждут знаменитого представителя «Большой немецкой тройки» в эру глобальной электризации и внедрения автопилотирования. А как вам радикально зауженная светодиодная оптика и длинные вертикальные прорези воздухозаборников, стилизованные под жабры?

Peugeot e-Legend. Фото: www.netcarshow.com

Peugeot e-Legend. Фото: www.netcarshow.com

Еще один не вяжущийся с маркой BMW дизайнерский тренд – внедрение решений, типичных для семейных автомобилей. Высокая линия крыши, огромная площадь остекления, распашные боковые двери – эти ходы развивают концепцию, реализованную уже в серийных моделях BMW 2-Series Active Tourer и BMW i3 с функционалом минивэнов. Что же касается BMW Vision iNEXT, это не просто дизайнерский экзерсис. Похожий автомобиль встанет на конвейер уже в 2021 году.

Peugeot e-Legend. Фото: www.netcarshow.com

Peugeot e-Legend. Фото: www.netcarshow.com

Еще один парижский персонаж, электрический прототип Peugeot e-Legend, выезжает на теме легендарного прошлого французского бренда. Этот концепт возрождает на новом временном витке серийное купе 504 Coupe образца 1969 года. По словам шеф-дизайнера Peugeot Жиля Видаля, e-Legend создан на контрасте с подчеркнуто футуристичным шоу-каром Peugeot Instinct, показанном в 2017 году.

Peugeot e-Legend. Фото: www.netcarshow.com

Peugeot e-Legend. Фото: www.netcarshow.com

Несмотря на навевающие ностальгию пропорции, e-Legend не вы- глядит лишь внешне осовремененным ретрокаром. Дорогу в будущее прокладывают видеокамеры вместо боковых зеркал и «цифровой» интерьер на основе серийной концепции интерьера Peugeot i-cockpit. В режиме автопилотирования рулевое колесо здесь прячется в переднюю панель, а последняя превращается в широкоформатный 49-дюймовый дисплей с функцией демонстрации мультимедиа. Снова скажете: концепция, далекая от серийного воплощения? И снова ошибетесь. По словам руководителей французской марки, концепт-кар демонстрирует стиль будущего флагмана, который, вероятнее всего, станет частью семейства 508.

Самые интересные автомобильные новости читайте в My Way.

Текст: Василий Сергеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

В цвете красного вина

Первый в мире электрический кабриолет класса люкс – Maserati GranCabrio Folgore Tignanello – бы...

ПОДРОБНЕЕ

World Gourmet Festival пройдет в Бангкоке

Ежегодный гастрономический фестиваль с 24 по 29 сентября соберет лучших шеф-поваров и барменов ...

ПОДРОБНЕЕ