Иван Федорович Крузенштерн – человек и пароход

Иван Федорович Крузенштерн – человек и пароход

19 ноября 1770 года родился Иван Федорович Крузенштерн. Его имя на слуху, но так ли хорошо нам известна его жизнь, полная испытаний и открытий? MY WAY разыскал несколько интересных фактов из жизни великого мореплавателя.

Kruzenshtern_I_F-min

Этот великий человек, хотя и получил при рождении имя Адам Иоганн фон Крузенштерн, сам считал себя русским и всю жизнь посвятил работе на благо России. Даже краткий список его регалий впечатляет: военно-морской офицер, адмирал, директор Морского кадетского корпуса, участник и руководитель кругосветных экспедиций, исследователь Атлантического, Тихого и Индийского океанов, ученый гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, составитель географических атласов, автор этнографических работ, почетный член Петербургской академии наук, один из учредителей Русского географического общества, кавалер российских и иностранных орденов, его именем названы 13 географических объектов в различных частях планеты…

Крузенштерн принимал участие в боях на море с 18 лет

Выходец из мелких эстляндских дворян, в 1785 году Крузенштерн поступил в Морской кадетский корпус. Не прошло и трех лет, как его курс досрочно выпустили: началась война со Швецией, и юноша получил назначение на линейный 74-пушечный корабль «Мстислав». Уже летом 1788 года ему довелось участвовать в боевом столкновении при острове Гогланд: шведская эскадра вошла в Финский залив, чтобы блокировать Кронштадт и разбить русский флот, а затем атаковать Петербург, однако столкнулась с упорным сопротивлением. Бой продолжался несколько часов, к вечеру шведы отступили. Крузенштерн сумел обеспечить максимальную скорострельность орудий корабля – один залп в три минуты. Именно ему как отличившемуся в сражении капитан «Мстислава» Муловский поручил сопровождать на борт флагмана плененного вражеского адмирала и захваченный штандарт неприятельского корабля, а затем по ходатайству капитана юный гардемарин был произведен в мичманы.

Родовой герб Крузенштернов. ФОТО: LEGION-MEDIA

По «Морскому регламенту» Петра I офицер был обязан прослужить в этой должности не менее семи лет, прежде чем рассчитывать на повышение, но за два года Крузенштерн участвовал в Эландском (1789), Ревельском (1790) и Выборгском (1790) морских сражениях и за проявленную храбрость получил звание лейтенанта.

Первую кругосветку Крузенштерн совершил в экипаже английского корабля

В 1793 году Крузенштерна в числе 16 лучших морских офицеров командировали на стажировку в торговый флот Британии. На английских кораблях он ходил к северным берегам Америки, участвуя там в сражениях с французским флотом, посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова, Ост-Индию, Китай, побывал на мысе Доброй Надежды и на острове Святой Елены. К 29 годам он не просто посмотрел мир, но и подробно познакомился с особенностями мировой торговли со странами Юго-Восточной Азии, в которой Россия тогда почти не участвовала. Вернувшись домой, Крузенштерн представил в морское министерство записку с проектом организации прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске, с расчетами, как можно было бы выгоднее торговать пушниной, если использовать морской, а не сухопутный маршрут.

Из «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». ФОТО: BLOG.MEDIASHM.RU

Он возглавил первую русскую экспедицию вокруг Земного шара

7 августа (26 июля) 1803 года корабли «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» с капитаном Юрием Лисянским вышли из Кронштадта, взяв курс на Копенгаген, далее маршрут проходил через Великобританию, Канарские острова, Бразилию, остров Пасхи, Маркизские острова, Гавайи, Петропавловск-Камчатский, Японию, Южно-Сахалинск, Аляску, Китай, Португалию, Азорские острова, снова Англию, и 5 (17) августа 1806 года флотилия вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за три года и 12 дней.

КРУЗЕНШТЕРН БЫЛ ВЕЛИКОЛЕПНО РАЗВИТ ФИЗИЧЕСКИ, ИМЕЛ АТЛЕТИЧЕСКОЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ И СИЛОЙ НЕ УСТУПАЛ САМЫМ КРЕПКИМ МАТРОСАМ ЭКСПЕДИЦИИ. ВО ВРЕМЯ КРУГОСВЕТКИ ОН ЕЖЕДНЕВНО ПО ПОЛЧАСА УПРАЖНЯЛСЯ С ДВУМЯ ДВУХПУДОВЫМИ ГИРЯМИ

Забавная подробность: Крузенштерн с немецкой дотошностью комплектовал экспедицию всем необходимым, для обогащения рациона на суда загрузили корову с теленком, козу, кур, гусей, уток и свиней. В честь первого пересечения экватора русскими кораблями был устроен настоящий пир: к столу подали жаркое, пудинг, суп «с картофелем, тыквой и прочей зеленью», а также по бутылке портера на троих, который выпили за здравие императора Александра I, отсалютовав 11 пушечными выстрелами.

Ваза «Времена года» из бивня мамонта. Конец XVII в. Входила в число подарков, доставленных в Японию послом России Н.П. Резановым в ходе экспедиции И.Ф. Крузенштерна. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Экспедиция впервые произвела океанографические и метеорологические наблюдения в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, произвела опись Курильского архипелага, побережий Сахалина и Камчатки, некоторых островов Японии. Результаты были изложены в трехтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях ”Надежда” и ”Нева” под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна» с дополнением атласа из 104 карт и гравированных картин.

Ему угрожали эшафотом

Помимо научных целью первой кругосветки была отправка посольства в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. Эту миссию возглавил камергер Николай Петрович Резанов (тот самый, из «”Юноны” и “Авось”»). Командование отрядом кораблей, то есть навигацией и научными исследованиями, было возложено на капитан-лейтенанта Крузенштерна, а Резанов официально отвечал только за коммерческую и хозяйственную части, однако скоро начал вмешиваться в чисто морские дела – куда плыть, где останавливаться, – вызывая естественное раздражение у морских офицеров. В рапорте президенту Академии наук Крузенштерн писал: «Господин Резанов в присутствии областного коменданта и более десяти офицеров называл меня бунтовщиком, разбойником, казнь определил мне на ешафоте, другим угрожал вечною ссылкою в Камчатку».

Медаль И.Ф. Крузенштерна. 1839 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Он прекрасно понимал, чем грозит этот конфликт: «Експедиция сия есть первое предприятие сего рода россиян; должна-ли бы она рушиться от несогласия двух частных (лиц)?.. Пусть виноват кто бы такой из нас не был, но вина обратилась бы на лицо всей России». Дошло до того, что Крузенштерн вынужден был поставить начальству ультиматум: «Ежели угодно Главному Правлению лишить меня команды всей Експедиции, то... быв подчинён Резанову, полезным быть не могу, а бесполезным быть не хочу». С огромным трудом генерал-губернатору Камчатки, куда зашли «Надежда» и «Нева», удалось помирить Крузенштерна и Резанова хотя бы формально, чтобы не сорвать миссию. Позже приказом императора Резанова освободили от дальнейшего участия в экспедиции, поручив ему провести инспекцию русских поселений на Аляске.

Его именем назван знаменитый парусник

Четырехмачтовый барк, получивший при постройке в 1926 году в Германии имя Padua, был одним из знаменитых «винджаммеров» (от английского «выжиматель ветра») своего времени. До 1941 года он совершил 17 рейсов, в том числе 15 трансокеанских, из Европы в Чили и Австралию, 28 раз огибал мыс Горн и установил несколько рекордов скорости. В 1946-м по репарации корабль перешел в собственность Советского Союза и был переименован в честь Ивана Федоровича Крузенштерна. Сначала в качестве экспедиционного судна он выполнял в Атлантическом океане научно-исследовательскую программу Академии наук СССР, затем стал морской «партой» для практики курсантов военно-морских учебных заведений.

Четырехмачтовый барк «Крузенштерн». ФОТО: РИА НОВОСТИ

Сегодня «Крузенштерн» входит в десятку крупнейших парусников мира: его габаритная длина (с бушпритом) достигает 114,5 м, ширина – 14 м, водоизмещение – 5805 т, высота мачт – 55 м над палубой, площадь парусов – от 3400 кв. м. Он принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и, помимо подготовки моряков, успешно участвует в международных парусных регатах, а также совершает кругосветные плавания. Его первый поход вокруг Земли в 1995–1996 годах был приурочен к 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения И.Ф. Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции, а маршрут почти полностью совпадал с походом «Надежды» и «Невы».

ДО 14 ФЕВРАЛЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ РАЗВЕРНУТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «КРУЗЕНШТЕРН. ВОКРУГ СВЕТА»

Каждый год барк «Крузенштерн» совершает три учебных рейса длительностью два-четыре месяца, выходя из Калининграда в марте-апреле и возвращаясь туда же осенью, чтобы за зиму пройти ремонт или докование. Вместе с 34 членами постоянной команды и 120 практикантами из профильных вузов в экспедицию могут отправиться и просто любители морской романтики. Коммерческий пакет далек от люкса – проживание в кубриках по 12 человек с двухъярусными кроватями, питание в общей столовой. Зато включена программа морского обучения: вам  асскажут об устройстве судна, научат азам управления парусами и даже разрешат взбираться на мачты!

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Плыви по небу

Дирижабли как вид транспорта до сих пор остаются на вторых ролях, а ведь в нынешние времена тот...

ПОДРОБНЕЕ

Inner: взгляд в себя

В Санкт-Петербурге на Малой Разночинной открылся ресторан, который гурманы ждали почти два года...

ПОДРОБНЕЕ