Впрочем, реализм вызывает более живой ажиотаж. На момент написания колонки неизвестно, что за счастливчик, победив на конкурсе Лувра (надо только объяснить, почему именно он – «идеальный гость «Моны Лизы»), проведет в музее ночь на 1 мая. Зато известно, что предварительно счастливчик отужинает в компании Венеры Милосской и насладится акустическим концертом в апартаментах Наполеона III. А там и баиньки – в стеклянной пирамиде.
Современное искусство тоже стремится к зрителю с эксклюзивом. Иные предложения сродни «Черному квадрату»: вроде и все понятно, но при этом не ясно ни черта. Шведы Саймон Голдин и Якоб Сеннеби придумали арт-проект «Вечное трудоустройство»: на железнодорожную станцию Korsvagen в Гетеборге будет нанят человек, от которого всего-то потребуется приходить на объект и покидать его в нужное время. Оклад – $2320 из фонда, отпуск, пенсия, контракт на 120 лет. Внятно объяснить концепцию авторы затрудняются, но полагают, что при должной пиар-поддержке гражданин, получающий осязаемые деньги ни за что, станет чудом света и приманит туристов.
Едва ли мы проведем призовую ночь в Лувре или жизнь, работая никем на станции в Гетеборге. Но проникнуться доступностью и важностью искусства (причем и современного, и классического разом) можем. Например, проехавшись ночью на велосипеде в окрестностях нидерландского городка Эйденховена по дорожке, обрамленной камнями, покрытыми безвредной фосфоресцентной краской. Во-первых, это красиво: формой и цветом композиция повторяет «Звездный путь» Ван Гога. Во-вторых, экологично и экономично: по ночам камни излучают впитанный днем свет и, по задумке художника Даана Розегаарде, могли бы повсеместно заменить затратную ночную иллюминацию.
Другие колонки Сергея Синякова вы найдете на сайте MY WAY.