Поиграем в самолетики, или Что такое авиамоделизм сегодня

Что такое авиамоделизм сегодня – мальчишеская игра, профессиональный спорт, дорогостоящее хобби? И то, и другое, и третье. Это возможность переключиться как психологически, так и физически, узнать что-то новое, освоить навыки «Левши», получить драйв. MY WAY знакомится с миром маленьких самолетов.
Запуск радиоуправляемой модели. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Запуск радиоуправляемой модели. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Многогранность и всеохватность этого хобби не сравнится, пожалуй, ни с каким другим. Возрастной и социальный разброс – от малолетних детей до солидных состоятельных мужей, а предмет их интереса – от простенькой игрушки, вырезанной и склеенной из подручных материалов, до высокотехнологичных аппаратов, которые напичканы электроникой и по стоимости порой сравнимы с автомобилем. Это отнюдь не преувеличение: например, самолет Boeing B-50 Superfortress, одна из самых больших в мире радиоуправляемых моделей, которую построил
британец Тони Найхаус, обошелся ему в $13 000. И пусть коллекционеры согласны выложить немалые суммы за приглянувшийся раритет в готовом виде, все же главная страсть и вопрос чести для тех, кто выбирает авиамоделизм, – делать все собственноручно.

Пересчитывать масштаб чертежей и выпиливать все детали, конечно, не придется. Многие годы именно так и было, а соревнования по авиамодельному спорту в стране проводились с начала 1920-х годов. К слову, строительство самолетиков «с нуля» до сих пор поощряется в вузах, связанных с авиапромом, ибо это лучшая практика по профильным специальностям. Ведь создание и запуск модели – не компьютерная игра, где можно нажатием клавиши исправить оплошность, аппарат хотя и мал, но летает по тем же физическим законам, что и большие самолеты, просчет в конструкции планера или ошибки в пилотировании могут привести к крушению. Тогда начинай все заново. Но приобретенный опыт бесценен.

Николай Егорович Жуковский. ФОТО: Д. ЧЕРНОВ/ФОТОХРОНИКА ТАСС

В XXI веке от возможностей, которые предоставляет моделисту технический уровень развития цивилизации, просто голова кружится. Миниатюризация электроники и появление компьютерных чипов, 3D-печать, ультралегкие современные материалы, степень проработки деталей… А главное – любую модель теперь возможно купить в виде готового набора для самостоятельной сборки (простейший радиоуправляемый самолет, способный к высшему пилотажу, стоит порядка $1000 и поставляется с мотором, передатчиком, приемником, сервоприводами и пошаговой инструкцией). Да и тот желающие могут до бесконечности совершенствовать и апгрейдить на свой вкус, создавая по сути кастомные экземпляры. Верхней ценовой планки нет.

В России первые соревнования по авиамодельному спорту состоялись в Москве 2 января 1910 года. На мероприятии присутствовал «отец русской авиации»

То есть это уже далеко не ребяческое развлечение. Точнее, у многих оно эволюционирует в серьезное хобби, для которого нужны время, терпение, владение множеством навыков, ювелирная точность и даже, если хотите, талант: иные модели смело можно назвать произведениями искусства. В масштабе от 1:24 до 1:200 большой прототип воспроизводится вплоть до каждой заклепки на крыле, в кабине можно рассмотреть микроскопические приборы, а если это машина военных лет, то она может выглядеть так, будто только что вернулась с боевого вылета, с пробоинами и подтеками керосина на фюзеляже. И создают такие шедевры не обязательно профессионалы, зарабатывающие этим на жизнь, а вполне зрелые, состоявшиеся в других профессиях люди – просто моделизм стал любимым делом их жизни. Сборка миниатюрного самолета чем-то сродни медитации: здесь надо полностью отрешиться от «внешних» проблем и сконцентрироваться на мелкой моторике. А заодно проштудировать массу материалов по истории авиации, основам авиастроения, инженерии, дизайна. Словом, если лучшим отдыхом считается смена рода деятельности, то это как раз тот случай.

Юрий Богачик, судья и организатор выставок по авиамоделизму. ФОТО: VK.COM

От разновидностей моделизма тоже глаза разбегаются. Две главные ветви – стендовые и летающие – в свою очередь делятся на множество категорий. «Статичные» модели украшают не только столы генеральных директоров авиакомпаний, они востребованы на выставках и в музеях, с ними делают инсталляции и целые диорамы в очень реалистичной манере. «Мобильные» версии бывают радиоуправляемыми, кордовыми (летают по кругу на привязи из тросиков, посредством которых осуществляется управление) и свободнолетающими, причем своя градация есть и по моторам: ДВС, электродвигатель, импеллерный электродвигатель. Для них устраивают спортивные турниры, где оцениваются искусство управления в полетах на скорость, дальность, продолжительность, участники также показывают фигуры высшего пилотажа и даже воздушные бои. Соревнования очень зрелищные, накал эмоций не меньше, чем на реальных авиашоу.

К чему следует быть готовым человеку, решившему войти в этот мир, MY WAY узнал из первых уст – рекомендациями поделился Юрий Богачик, моделист со стажем 52 года и весьма показательной биографией: после успешной карьеры в сфере издательского бизнеса и PR он сделал профессией свое хобби, сейчас преподает в секциях, возглавляет клуб, известен как организатор выставок и судья. Во-первых, авиамоделизм потребует места в доме – отдельного кабинета, а лучше просторной мастерской. Желательно заранее продумать и возможности хранения готовых изделий. Если коллегам, собирающим, скажем, танки или авто, достаточно нескольких шкафов, то для самолетов с их размахом крыльев нужно ощутимое пространство. Во-вторых, чтобы не тратить время на поиски давно известных решений и избежать досадных ошибок, неофиту лучше пройти простейший курс обучения. Это касается и сборки, и навыков пилотирования. В секциях всегда помогут с материалами, инструментами и станочным оборудованием, сориентируют на рынке моделей (он поистине необъятен!), да и само общение с единомышленниками позволит набраться практического опыта. А постигать искусство управления можно и вовсе под руководством асов – членов сборной команды России по авиамодельному спорту, чемпионов Европы и мира, да к тому же на отлично оборудованных площадках (хотя есть случаи – люди строят мини-ВПП прямо у себя на участке). В-третьих, ничто так не способствует прогрессу в мастерстве, как участие в выставках, конкурсах и соревнованиях. Они всегда градуируются по уровням сложности, шанс блеснуть в своей нише дается и начинающим, и маститым искусникам.

На МАКСе не обходится и без творений авиамоделистов. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Между прочим, азартом и драйвом могут похвастаться не только шоу летающих моделей, но и мероприятия их стендовых собратьев. К примеру, в России проводится интереснейший турнир формата «Собрать за 24 часа»: участники получают стандартные наборы, и за уикенд (соревновательные сутки разбивают на два дня по схеме 12+12) самолет надо склеить и покрасить. А летом стараниями некоммерческого партнерства «М-СТЕНД» уже в восьмой раз откроет двери выставочный проект «Мини-Макс», куда съезжаются со своими лучшими творениями моделисты со всей страны и из-за рубежа, чтобы поучаствовать в конкурсных программах, мастер-классах и ярмарке.

И напоследок еще пара практических советов. Перед путешествием в отдаленные регионы стоит обзавестись специальным противоударным кофром для модели (она поедет в разобранном виде, и если габариты больше дозволенных для ручной клади в самолете, то придется оформлять как хрупкий багаж), а если поездка предстоит на зарубежное мероприятие и ваш экземпляр летающий, то надо ознакомиться с правилами оформления разрешительной документации на ввоз радиоэлектронных средств – под эту категорию попадают радиоуправляемые модели. О финансовом обеспечении участия в чемпионатах каждый моделист, как правило, заботится сам. Федерация авиамодельного спорта России поможет разве что добрым напутствием, спонсорство у нас пока развито слабо. Взнос за участие в международных соревнованиях варьируется от $300 до $700 в зависимости от класса турнира.

О самых интересных видах спорта читайте в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Michelin представил третий гид по Дубаю

На ежегодной торжественной церемонии, прошедшей в отеле One&Only Za’abeel, презентован MICH...

ПОДРОБНЕЕ

Qatar Executive получает Gulfstream G700

Получив первые два новых самолета G700, Qatar Executive становится первым коммерческим эксплуат...

ПОДРОБНЕЕ