Тысяча и одна ночь Марракеша

Бывшая столица империи Альморавидов, отметившая в прошлом году свое 950-летие, не перестает вдохновлять художников, дизайнеров, режиссеров… Путешественника буквально с первых часов поражают темперамент города и его королевская нега, яркие краски и едва заметные полутона, будоражащие пряные и умиротворяющие цветочные ароматы, роскошь и декаданс.
Вид на ночную площадь Джемаа-эль-Фна. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Вид на ночную площадь Джемаа-эль-Фна. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Марракеш: площадь Джемаа-эль-Фна

Одна из самых старых и известных площадей Африки – Джемаа-эль-Фна – квинтэссенция города, его географический и культурный центр. Именно эта площадь, с 2001 года охраняемая ЮНЕСКО, подвигла международную организацию на создание в том же году списка шедевров устного и нематериального культурного наследия. Джемаа-эль-Фна упоминается в исторических документах в первые годы основания Марокко, и с тех самых пор на ней не прекращается бойкая торговля. В старину здесь устраивали традиционный пятничный рынок, а сейчас продают всякую всячину каждый день.

Как в сказке – заклинатель змей. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Но больше всего Джемаа-эль-Фна известна своими зрелищами. Здесь можно увидеть представления заклинателей змей, факиров и огнеглотателей, национальные берберские танцы; понаблюдать за пронырливыми маготами – маленькими обезьянками, обитателями Атласских гор и спутниками колоритных сказителей (понять которых, увы, смогут лишь владеющие арабским или берберским; а вот узнать свое будущее у предсказателей судьбы тут можно на французском и иногда даже на английском). На площади всегда найдется «фирменный» свежевыжатый сок из сладких местных апельсинов, а с наступлением темноты появятся лотки с уличной едой. А еще здесь практикуют народную медицину: делают массажи, в том числе с натиранием травяными мазями или аргановым маслом, и даже удаляют зубы – прямо на глазах у публики!

Марракеш: парк Мажорель и Музей Сен-Лорана

Еще одно знаковое место – экзотический парк, в котором пальмы, кактусы и другие тропические растения соседствуют с оригинальной модернистской архитектурой. Он был основан в 1923 году французским художником-ориенталистом Жаком Мажорелем. Уроженец Нанси, выпускник Академии Жулиана в Париже впервые посетил Марокко в 1917 году, вскоре после того, как страна перешла под французский протекторат. Художник, уже тогда увлеченный восточной тематикой, был так очарован местным колоритом, что остался в Марокко на несколько лет, купил в Марракеше участок земли и построил виллу по проекту своего соотечественника Поля Синуара. Позже виллу, в архитектуре которой причудливо переплелись элементы кубизма и национальные марроканские мотивы, и другие постройки в парке художник покрасил ярко-синей кобальтовой краской – этот цвет так и назвали «Синий Мажорель» (Majorelle Blue).

Вилла «Оазис» в парке Мажорель. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

В 1980-х парк приобрел Ив Сен-Лоран. Вместе с партнером Пьером Берже они отреставрировали виллу, привели все в порядок. Пара регулярно проводила здесь время, а после смерти кутюрье в 2008-м комплекс перешел в собственность некоммерческого фонда Pierre Bergé – Yves Saint Laurent. Сейчас в парке два музея – Берберский, в бывшей арт-студии Мажореля, где собраны предметы искусства и быта коренного населения Марокко, от украшений до ковров, и Вилла Оазис – бывший дом Сен-Лорана и Берже, посетить который можно лишь по специальному приглашению (некоторые отели класса люкс организуют такие экскурсии). Здесь же, в парке, был развеян прах великого кутюрье и установлен мемориал. В фирменном бутике предлагаются берберские украшения ручной работы и восточные ароматы, вдохновленные местной флорой. Парк может похвастаться богатой коллекцией кактусов, а также 15 видами обитающих здесь птиц-эндемиков.

Концепция Музея Сен-Лорана отсылает к эстетике театра. ФОТО: ARCHITONIC.COM

По соседству в 2017 году в новом современном здании, построенном по проекту The Studio KO, открылся Музей Ива Сен-Лорана – его фонды насчитывают более 5 тыс. экспонатов, одежду и аксессуары, созданные дизайнером между 1962 и 2002 годами, 65 предметов одежды авторства Кристиана Диора (того периода, когда Сен-Лоран работал его ассистентом), а также архив документов, каталогов и прессы. Помимо постоянной экспозиции, музей организует временные выставки, посвященные современному искусству, моде, дизайну, антропологии и ботанике.

Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше. ФОТО: ARCHITONIC.COM

Марракеш: рынки и шопинг

Рынки Марракеша – отдельная достопримечательность. В Списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО они практически идут «в комплекте» с Джемаа-эль-Фна. Начинаются торговые ряды тоже от площади, и, кажется, во всем Марокко нет товара, который нельзя было бы на них купить.

Восточные светильники на любой вкус. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Европейцы десятилетиями увозят отсюда целые интерьеры для своих квартир и загородных домов – плетеную, кованую и резную деревянную мебель, ковры ручной работы, разноцветные светильники, предметы декора из кожи и текстиля, которые местные мастера делают с большой фантазией.

С 2001 года весь исторический центр Марракеша, включая его главную площадь с бесчисленными торговыми рядами, был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Заслуживают внимания местные специи и травы (такие ароматные розы, мяту и жасмин в Европе надо поискать), керамика, авторские украшения из серебра с полудрагоценными камнями.

Усыпальница Саадитов

Считается, что мавзолейный комплекс заложил еще в XVI веке Абдалла аль-Галиб, второй султан Марокко из династии Саадитов. Однако больше всего захоронений было сделано при султане Ахмаде аль-Мансуре – шерифе Марокко, сделавшем Марракеш столицей своей империи. Мечеть Касба и Цитадель Марракеша, к которым примыкает некрополь, также были построены во время его правления. Сегодня здесь можно увидеть многочисленные надгробия членов королевской семьи и полюбоваться утонченной марокканской архитектурой, ювелирной резьбой по каррарскому мрамору, благодаря которой камень выглядит, словно тонкое кружево, затейливой узорчатой керамической плиткой, украшающей стены и полы. Особенно нарядны Зал двенадцати колонн, где покоится сам Ахмад аль-Мансур, и зал Лалы Масуды – его красавицы-матери, конкубины султана Мохаммада аль-Шейха, прославившейся открытием школ и мечетей.

Мозаика и каменное кружево Усыпальницы Саадитов. ФОТО: CK.ADOBE.COM

Дворец Бахия

Этот замечательный образец поздней мавританской и исламской архитектуры был возведен в 1860-е годы (точную дату постройки марокканцы даже в XIX веке ухитрились не зафиксировать) по заказу Си Муссы, великого визиря султана Марокко Мухаммеда IV. Строительство продолжил в начале прошлого века сын визиря Ба Ахмед, также служивший визирем. После его смерти – буквально в считанные часы – дворец был разграблен, и не какими-нибудь безвестными мародерами, а самим султаном Марокко Абд аль-Азизом. После установления в Марокко протектората Франции во дворце поселился французский резидент-генерал, а когда страна вновь обрела независимость, сюда вернулась королевская семья. Позже здание передали министерству культуры и сделали музеем.

Во внутреннем дворе Дворца Бахия. ФОТО: CK.ADOBE.COM

Поскольку дворец довольно хаотично расширялся едва ли не каждым его новым обитателем, все строение превратилось в настоящий лабиринт. Любопытно, что для четырех жен визиря были построены четыре одинаковые по размерам комнаты, а для 24 конкубин – 12 комнат, где женщины жили по двое. У самого хозяина было двое покоев – летние с большими окнами и зимние с маленькими. Каждая из 160 комнат дворца декорирована филигранной резьбой по дереву, орнаментальной глазурованной плиткой, раскрашенной лепниной – особым изяществом отличается его старая часть. В 1964 году дворец послужил съемочной площадкой для фильма «Сто тысяч долларов на солнце» с Жан-Полем Бельмондо; в наши дни в его стенах до сих пор проводят официальные мероприятия с участием короля, устраивают выставки и концерты.

Вокруг Марракеша

Марракеш – отличная отправная точка для путешествий вглубь страны, и это очень интересная часть Марокко. Здесь, в пустыне, в окружении Атласских гор, берберы живут почти так же, как жили сотни лет назад, еще до прихода арабов, да и пейзажи мало изменились с тех пор. Источником воды для многих местных по-прежнему служит колодец, транспортом – ослик, а кроватью – пестрый коврик на земляном полу. Если бы не спутниковые антенны на крышах хижин, построенных из смеси глины с соломой, то могло бы показаться, что время остановилось. Недаром здесь же, в пустыне, в городе Уарзазате, расположенном к юго-востоку от Марракеша по другую сторону Атласского хребта, расположена киностудия Atlas Corporation Studios, куда можно съездить на экскурсию.

В пустыне близ Марракеша. ФОТО: CK.ADOBE.COM

С середины прошлого века здесь было снято бесчисленное множество голливудских фильмов: «Мумия», «Гладиатор», «Александр Великий», «Под покровом небес», «Троя», «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра», «Царство небесное»... Среди раритетов студии: самолет Майкла Дугласа из фильма «Жемчужина Нила», тибетский монастырь, сооруженный для фильма Мартина Скорсезе «Кундун», карета «Клеопатры» Элизабет Тейлор.

Особое удовольствие – ранним утром взмыть вверх в корзине воздушного шара и наслаждаться захватывающими видами пустыни, гор и долин, потягивая вкуснейший марокканский мятный чай.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Текст: Галина Мельникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Cora Cora Maldives восстановит кораллы

Мальдивский пятизвездочный курорт Cora Cora Maldives объявил об успешном запуске пятилетней кру...

ПОДРОБНЕЕ

На Кипр за фламинго!

Осень может стать прекрасным продолжением лета, если отправиться в теплые края: например, на Ки...

ПОДРОБНЕЕ