В Царицыно – выставка о садовом искусстве

«Черная дыра». Парк Космического размышления. Округ Дамфрисшир, Шотландия, Великобритания. Фотография Бориса Соколова

«Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка» – под таким названием в Хлебном доме 18 января открылась выставка об истории садового искусства Европы и России от эпохи Возрождения до наших дней. В фокусе – регулярный парк, построенный на идеях геометрии и перспективы, демонстрирующий победу над хаосом и власть над жизненными обстоятельствами.

Экспозиция, которую составляют архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, театральные эскизы и три сотни фотографий, сделанных куратором выставки Борисом Соколовым, занимает девять залов. В зале «Сад и космос» находится инсталляция художницы Наны Абдрашитовой, описывающая, как симметрия раковины наутилуса может повторяться в симметрии целого парка. Залы «Кипарисы Юга» и «Тюльпаны Севера» рассказывают о пышных садах Италии, Испании и Португалии и строгих парках Голландии и Дании. Отдельный зал посвящен Версалю, его бескрайним панорамам, сокровенным боскетам и изысканным фонтанам. Один из лейтмотивов, который использовал куратор, – история о «Войне садов» между королем Людовиком XIV и его претенциозным министром финансов Никола Фуке, в ходе которой были созданы два лучших парка Франции, Во-ле-Виконт и Версаль.

Статуя Апеннина на вилле Медичи в Пратолино (1560-е). Регион Тоскана, Италия. Фотография Бориса Соколова

Особенной любовью куратора пользуются европейские сады эпохи маньеризма и скульптуры: знаменитый «Парк Чудовищ» в Бомарцо, Апеннинский колосс на Вилле ди Пратолино в Тоскане, скульптуры Микеланджело в Садах Боболи во Флоренции, «зеленая женщина» в Затерянных садах Хелиган в графстве Корнуолл и Вилла Скарцуола, созданная в 1950-е годы архитектором и дизайнером Томазо Буцци.

Точкой отсчета всей истории регулярного парка куратор предлагает считать 1499 год, когда в Венеции был издан роман Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» с многочисленными иллюстрациями. Мистическое путешествие главного героя (он тоскует по возлюбленной, при этом спит и видит сны) приводит его в сады из стекла, в водный лабиринт, на остров-сад Кифера. Воображаемые сады, описанные в нем, послужили основой для реальных садов Италии и отчасти Версаля. Роман был очень популярен, переведен на несколько языков. Старинные экземпляры этой книги хранятся в Российской Государственной библиотеке и Библиотеке Академии наук, а в течение четырех месяцев один из них можно будет увидеть в Царицыне.

Выставка будет работать до 18 мая.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

На ВДНХ показывают «Шедевры исламского искусства»

Филиал Музея Востока на ВДНХ открыл выставку, которая показывает около ста выдающихся памятнико...

ПОДРОБНЕЕ

Содружество братьев Весниных

Выставочный проект «Архитекторы братья Веснины. Начало», который открывается 7 ноября в Аптекар...

ПОДРОБНЕЕ