На Крымском Валу открылась выставка «Эпоха Неизвестного. К 100-летию художника», посвященная творчеству Эрнста Иосифовича Неизвестного.
В 2025 году исполняется 100 лет со дня рождения мастера, и эта масштабная экспозиция также станет логичным завершением празднования 80-летия Победы, подчеркивая вклад Неизвестного – фронтовика, офицера и кавалера боевых наград – не только в искусство, но и в историю страны. В первом разделе выставки, «Война – это...», экспонируются скульптурные и графические работы второй половины 1950-х – середины 1970-х годов. Ранние пластические опыты художника, такие как «Мулатка» и «Портрет разнорабочей Бейсбары», соседствуют с экспериментальными скульптурами на тему войны и космоса – «Солдат, пронзаемый штыком», «Ядерный взрыв», «Два лица». Среди работ на тему труда, перекликающихся с эстетикой «сурового стиля», – «Высота», «Портрет колхозницы Антонины Скопиной».
Следующий раздел, «Неизвестный в Манеже», передает атмосферу знаменитой выставки «30 лет МОССХ». Он условно поделен на три части, где представлено официальное, авангардное и умеренно модернистское искусство. Для первой части отобраны живописные полотна Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Владимира Серова, Константина Юона и скульптурные произведения Матвея Манизера, Евгения Вучетича, Андрея Файдыш-Крандиевского и других авторов, которые могут быть противопоставлены работам Неизвестного.
Вторая, центральная часть раздела визуальными и звуковыми средствами передает суть легендарной дискуссии между скульптором и Никитой Хрущевым, после которой Неизвестный на годы оказался в творческой изоляции. Однако в тот же период он начал работу над ключевой скульптурой «Орфей» (с 1994 года утверждена в качестве престижной награды телевизионной премии «ТЭФИ»), разномасштабные варианты которой станут пластическим рефреном экспозиции.
Третья часть раздела показывает связь между молодыми живописцами «сурового стиля» (Николай Андронов, Андрей Васнецов) и их предшественниками 1920–1930-х годов (Роберт Фальк, Петр Кончаловский). Работы художников перекликаются со скульптурой эпохи оттепели (Николай Томский, Олег Комов и другие), которая в портретах творческих личностей воспевает труд, материнство, науку и технику, а также обращается к изображению обнаженной натуры. Эти темы ярко выражены и в произведениях Эрнста Неизвестного «Космонавт» и «Женский торс».
Предпоследний раздел «Гигантомахия» акцентирует внимание на монументальных работах мастера, воплощающих авторскую мифологию. Здесь представлены динамичные пластические образы «Пророк», «Кентавр», «Атлант», «Икар» и более спокойные фигуры «Тотем», «Оборотень», «Минотавр с ножом» и другие. Скульптуру дополняют произведения живописи на мифологические темы, что позволяет создать единое символическое пространство.
Завершает выставку раздел «Древо жизни», посвященный одноименному грандиозному проекту, над которым Неизвестный размышлял еще с конца 1950-х годов. Задуманное как синтез скульптуры и архитектуры, это более чем стометровое сооружение в форме «семи витков ленты Мебиуса» должно было стать воплощением идеи вечности. Уменьшенная семиметровая версия проекта была реализована в Москве: в 2004 году скульптурная композиция «Древо жизни» украсила павильон пешеходного моста «Багратион» в Москве.
Выставка будет работать до 12 мая 2026 года.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.
О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.












Добавить комментарий