Столетие баухауса – именно так, с маленькой буквы (bauhaus), завещали писать название этого стиля отцы-основатели школы, – отмечается в мире с невероятной пышностью, которая более чем оправдана. Ибо с баухауса все началось. Ознаменовав собой последний взлет либерализма Веймарской республики, этот рассадник свободомыслия был уничтожен после прихода к власти нацистов. Менее 15 лет существовала школа Баухаус, но их хватило, чтобы задать тот вектор развития архитектуры и дизайна, с которого человечество не свернуло по сей день.
В этом легко убедиться, просто оглядываясь по сторонам, а в концентрированном виде наследие школы собрано в Музее Баухауса в Дессау, открывшемся в начале сентября. Побывавшая на открытии федеральный канцлер Ангела Меркель напомнила в своем выступлении, что Баухаус продолжает влиять на современную культуру Германии. Тут хочется добавить, что не только Германии. Из него выросла вся архитектура модернизма.
Дом строительства
12 апреля 1919 года архитектор Вальтер Гроппиус занял пост директора институции, первое название которой было – Высшая школа строительства и конструирования Баухаус (в переводе с немецкого – «дом строительства»), а родиной стал Веймар, когда-то столица литературы и искусств. «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, – здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры». Так обозначил Вальтер Гроппиус в своем «Манифесте» суть школы, и воплощение соответствовало идее. Это было соединение искусств и социальной науки, сцементированное либеральной идеей и предложившее принципиально новый визуальный язык.
Формула стиля
Деятельность школы Баухаус и его выпускников определяли пять принципов:
– финальной целью всякой художественной деятельности объявлялось здание;
– декларировалось единство живописи, скульптуры и архитектуры;
– дизайн должен быть простым, функциональным и доступным для тиражирования;
– жилье обязано быть доступным;
– форму должна определять функция, а предмет должен быть удобным и красивым.
Художник vs ремесленник
Идеолог Баухауса Вальтер Гроппиус, начинавший путь в архитектуру в мастерской великого Петера Беренса (от которого нам осталось здание бывшего посольства Германии на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга), управлял школой до 1925 года. При нем был сформирован узнаваемый визуальный образ – то, что маркируется нами как фирменный стиль Баухауса, распространившийся с некоторыми вариациями по миру: в Италии он утвердился как футуризм, а в Советской России превратился в конструктивизм. Занятия искусством проходили без отрыва от работы в ремесленных мастерских, курсы теории искусства следовали в учебной программе за практическими занятиями, а не наоборот, чтобы студенты избежали соблазна копирования. Эта методика и дух свободы и интернационализма, соединенный с мастерством, породили новый тип художника, способного преодолеть существующую традицию и создать свою.
Родина авангарда
Первой публичной презентацией баухауса стала выставка в Веймаре 1923 года, для которой Юст Шмидт нарисовал знаменитую афишу, а Герберт Байер придумал подчеркнуто лаконичный шрифт. Прошла выставка в Haus am Horn, возведенном в Веймаре по проекту Георга Мухе и Адольфа Мейера. Это первое здание в стиле баухаус. К моменту его постройки школа успела стать международным центром авангарда: наряду с ожидаемыми дисциплинами здесь преподавали предметный и интерьерный дизайн, рекламу, фотографию. Профессорами были Иоганнес Иттен и Ласло Мохой-Надь, Лионель Фейнингер и Оскар Шлеммер, Пауль Клее и Василий Кандинский. Мохой-Надь, в 1937-м основавший в Чикаго школу «Новый Баухаус», учил студентов фотомонтажу и созданию кинетической скульптуры. Кандинский вел мастерскую монументальной живописи, а потом курсы по теории живописи и цвета. В 1925-м, после того как власти Веймара перестали финансировать школу, Гроппиус построил для нее здание в Дессау, и перебравшиеся туда Клее с Кандинским занимали общий коттедж.
Жилье для всех
Плоские крыши, геометрические конструкции, открытая планировка, отсутствие декора и функциональная мебель – все эти принципы, сформулированные модернистом Ле Корбюзье, родом из баухауса. Им соответствует не только жилой квартал Дессау-Тертен, построенный Гроппиусом (314 домов площадью 57–75 м2 с садовыми участками). По этим принципам возводились и многоэтажные здания в стиле баухаус, и виллы – такие как, например, уцелевший после бомбежек Роттердама дом Сонневельда, и конструктивистские кварталы в Праге, Екатеринбурге и Москве.
В тех же традициях построены знаменитые памятники Белого города в Тель-Авиве, куда бежала часть выпускников школы, окончательно уничтоженной в 1933 году. Здесь сохранилось 4 тыс. зданий в стиле баухаус, что дало ЮНЕСКО повод в 2003 году признать Белый город всемирным культурным наследием – за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века».
Наш баухаус
Второй директор школы, швейцарский архитектор Ханнес Майер, в 1928 году сменивший Гроппиуса, скоро был отставлен – за левые убеждения. В 1931-м вместе с семью учениками он приехал в СССР и влился в ряды конструктивистов. Соцгородки при строящихся заводах в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми – их наследие. Хиннерк Шепер, руководивший малярными мастерскими Баухауса, разрабатывал в Москве цветовые решения интерьеров Дома Наркомфина и домов-коммун. Майер нарисовал план застройки Биробиджана и предложил проект Дома Советов в Москве. А его ученик Феликс Тольцинер, в 1930-е годы репрессированный, спроектировал в Соликамске квартал в стиле баухауса, получивший название «маленький Берлин».
Вошли в историю
Исследуя изобретения баухауса, легко убедиться в том, что, по большому счету, весь современный дизайн придумали там и тогда. Выдвигающиеся разноцветные столики разной высоты – это «Столы Nesting» Йозефа Альберса, руководившего в 1926–27 годах мебельной мастерской Баухауса.
Минималистичная лампа Баухауса – светильник MT8, спроектированный Уильямом Вагенфельдом и Карлом Якобом Юкером. Кресло Wassily из трубчатой стали, названное его автором Марселем Бройером в честь друга, Василия Кандинского, точно так же вошло в историю, как гардероб на роликах, придуманный в 1929-м чехом Йозефом Полем. Или кресло Barcelona, разработанное последним, третьим директором Баухауса Людвигом Мис ван дер Роэ для Международной выставки в Барселоне 1929 года. Одним из самых коммерчески успешных продуктов Баухауса стали в 1930-м унифицированные обои: Хиннерк Шепер придумал выпускать 12 видов обоев в пяти цветах, и они производятся до сих пор.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.